• Главная
  • Карта сайта
  • Написать письмо

Будьте всегда первыми

(29) 341 36 46
280 04 00

И скучно, и грустно...

09 сентября 2008
Автор:

Ненавистная мелодия будильника вырывает вас из приятного мира сновидений, и настроение тут же окрашивается в цвет распластавшегося за окном серого осеннего утра: на работу! Эта мысль жалит вас, словно пчела, и подлым комаром высасывает всякую активность. Трудно поверить в то, что когда-то вы летели на свое новое рабочее место яркокрылой бабочкой, где были окружены интересными и отзывчивыми коллегами и готовы к реализации наполеоновских планов. Теперь же крылья намокли, самые незначительные недостатки коллег стали видны, словно через увеличительное стекло, а выполнение собственных обязанностей вызывает тошноту. Что же произошло?

Видимо, вам просто стало скучно. Действительно, психологи утверждают, что даже самая горячая любовь к работе рано или поздно обречена на остывание. Чем это вызвано, к чему способно привести и как наикратчайшим путем добраться до таблички с надписью «Выход»?

Причина первая. Глобальная     

Почему я изменила свое решение? А я никому не обещала, что не поумнею.

Именно с нее следует начинать «разбор полетов», поскольку ей может являться изначальная ошибка в выборе профессии. Возможно, вы просто шли не в том направлении, даже не подозревая об этом или тщательно скрывая это от себя. Предположим, окончив университет, не смогли сразу устроиться по специальности и решили поработать секретарем. Вскоре, обнаружив, что это «не ваше», «переметнулись» в отдел рекламы или в любой другой. Однако и там счастья не нашли. Но успокоились. И вот сейчас ваше подспудное недовольство вылилось в невыносимую скуку.

Решение

Если вы попали в такую ситуацию, то рекомендация всего лишь одна — в очередной раз затеять глобальные перемены, однако на этот раз подойти к ним более серьезно.

Вообще, процесс профориентации начинается еще в школе и продолжается в институте. Однако если во время учебы определиться с профессией у вас не получилось, можно призвать на помощь массу различных методик. Самая простая из них предполагает заполнение тестов. В наш век высоких технологий их легко пройти каждому человеку, имеющему доступ к компьютеру.

Как правило, помощь сотрудникам в правильной постановке своих профессиональных целей входит в обязанности менеджера по персоналу. Если же он в этом некомпетентен или у него на это попросту нет времени, обратитесь в консалтинговую компанию.

В остальных случаях можно попытаться справится с проблемой, не прибегая к радикальным мерам, то есть увольнению. 

Причина вторая. Человеческий фактор

Времена не выбирают – в них живут и умирают

Рабочий коллектив схож с семьей только в одном: выбирать наших коллег - так же, как и родных, мы возможности не имеем, поэтому обязаны беспрекословно мириться с их характерами, точками зрения и, что важнее всего, недостатками. Старания же установить в рабочем коллективе теплые семейные отношения, как правило, не приносят успеха, и потому нередко становятся причиной депрессии и лютой ненависти к своей работе.

Подмена деловых отношений личными – вот в чем, вероятно, кроется угасание вашего рабочего оптимизма.

Решение

Придется расстаться со своими любимыми розовыми очками. Вы ждете от коллег уважения, любви и понимания,  но не получаете их? Это абсолютно естественно, ведь на работе нужно заниматься делами! Для начала попробуйте посмотреть на своих коллег «по-деловому»: не как на ярких или серых личностей, а как на людей со своими интересами и обязанностями, которые вовсе не должны совпадать с вашими. И постепенно попытайтесь направлять энергию, ранее затрачиваемую на личностные переживания, в рабочее русло. Это наверняка поможет вам избежать потери работы по причинам личного характера, да и сама возможность такого развития событий по прошествии времени покажется вам абсурдной.

Причина третья. Рутина

Будь осторожна со своими желаниями – они могут исполниться

Все сложилось удивительно счастливо: и дело выбрали по душе, и коллеги подобрались, как один, замечательные… Что же так гложет вас, не давая получать былого удовольствия от работы? Откуда взялась эта скука, сменившая рвение, еще недавно обещавшее свернуть горы?    

Диагноз очевиден: вы попали в капкан рутины. Но не спешите винить в этом себя. Рутина – явление объективное и неизбежное (хотя об этом мы еще поспорим позже), захватывающее в плен всех без разбора: и рядовых служащих, и топ-менеджеров. Ведь изо дня в день нам приходится выполнять одни и те же функции и действия, и если вначале мы не замечаем их однообразия, то буквально через полгода нам уже не удается закрыть на него глаза.

Решение

Для сотрудников:

Если раньше для выполнения своих обязанностей вам требовался восьмичасовой рабочий день, то сегодня вы с легкостью справляетесь со всеми делами за пару часов. И не находя, на что потратить остаток дня, проводите его в бесцельном «слонянии», разговорах по мобильному, играх и личных беседах в айсикью. Может, пришло время перейти  на следующую ступень своей карьерной лестницы? Видимо, начальство зазевалось и пропустило этот момент. Тогда не стесняйтесь ему об этом напомнить. Но, естественно, отправиться на серьезный разговор к боссу нужно не с одним псевдожелезным аргументом «Скучно». Перед тем как постучаться в дверь его кабинета, вам необходимо разработать что-то вроде своего личного мини-бизнес-плана, в котором вы изложите, что, по вашему мнению, может быть полезно для компании и что вы лично для этого готовы сделать.

Но помните о том, что инициатива наказуема, и в данном случае – исполнением вашего желания. Действительно ли вы готовы к  дополнительным функциям или расширения профессиональных навыков вам будет достаточно? Принять на себя больше ответственности - не обязательно побороть скуку: иногда многие, неожиданно для самих себя погребенные под бременем новых полномочий, мечтают вернуть прежние «невеселые» времена.

Для руководителей:

Считается, что спасение утопающих (в данном случае в море рутины и скуки) является делом вовсе не самих утопающих, а их руководства. Да-да, именно оно должно пристально следить за тем, с каким настроением работают их сотрудники и, замечая неладное, срочно принимать меры. Если же такого внимания коллективу не уделяется, то, заскучав, он, конечно, развлечет себя сам, но только вряд ли это принесет пользу компании. Чтобы не допустить застоя, в который может вылиться подобная депрессия, необходимо постоянно заботиться о развитии своих подчиненных.  

Как это делать? С помощью активной коммуникации с ними, предполагающей обратную связь и диагностику их настроений, потребностей и возможностей, но самое главное, с помощью наблюдений за изменением их мотиваций, то есть стимулов к работе.  Основных стимулов существует, как правило, два: творческий и материальный, каждый из которых поочередно выходит на первый план. Блестящее руководство заключается как раз в том, чтобы вовремя заметить, что в данном случае стимулирует сотрудника к работе. Материальная составляющая? Значит, повышение его интереса прямо пропорционально увеличению заработной платы. Если же ему важнее реализовать себя творчески, то стимулировать его нужно не деньгами, а новыми сложными задачами.

Однако если на поднятие энтузиазма уже не влияют ни новые задания, ни прибавка к зарплате (все это уже было, а потому неинтересно), значит, вы дотянули до наступления у своих подчиненных периода демотивации. Попросту говоря, желания заниматься этой работой у них больше нет. Что посеяли, как говорится…

Что же нужно делать, чтобы не допустить столь плачевного финала? Заниматься своим персоналом, тем самым предотвращая его попадание в ловушку рутины.

Как именно?

1) уделять больше времени обучению сотрудников,

2) постоянно ставить перед ними новые интересные задачи,

3) при необходимости перемещать их «горизонтально», то есть из отдела в отдел, или же «вертикально», возлагая на них дополнительные полномочия (обязательно соотнеся это решение с потребностями и возможностями работника),

4) обращаться к сотрудникам за конструктивными предложениями по решению новых задач, запуску новых проектов,

5) поручать работникам обучение новых молодых сотрудников.

Естественно, все это идеальные методы решения проблемы. Так должно быть, но в реальности каждая компания развивает  сюжет, как ей заблагорассудится. Что касается компаний нашей страны, то они еще очень далеки от того, чтобы следить за трудовым комфортом каждого сотрудника.

Если ваш начальник не следует ни одному из вышеприведенных правил, но смена работы не входит в ваши планы, то самым верным решением будет самому заставить босса сделать нужный шаг. То есть обратиться к нему за новой задачей, обсудить прибавку к жалованию, попросить перевести вас в другой отдел или потребовать приставить к себе молодого сотрудника. Взявшись за свое спасение, вы наверняка сможете доказать, что инициатива влечет за собой не только наказание, но и вознаграждение. 

Есть еще несколько нехитрых способов быстрее одолеть этот не слишком приятный период «творческого остывания»:

1)      Попробуйте развиваться и обучаться какому-то делу параллельно работе. Это может быть нечто схожее с ней по функциям, и в дальнейшем вы сможете соединить работу и увлечение, «разбавив» свой рабочий график свежей струей. А чтобы совсем уж отвлечься, посвятите себя чему-нибудь неожиданному, например, урокам танцев или пения. 

2)      Хочется бежать от скуки без оглядки? Вот только куда? Поймите, что в любой компании даже самая суперинтересная работа рано или поздно может начать вызывать скуку. Если не верите, есть одно быстродействующее средство: походить по рынку! По рынку труда, разумеется. Примерьтесь, приценитесь, на других посмотрите и себя покажите. Будет отлично, если этот поход завершится выводом о том, что «хорошо там, где вас нет», и радостным возвращением в РОДНУЮ компанию.

3)      А почему бы не попробовать нанести удар по рутине с другой  стороны? Попробуйте чисто женский метод: атакуйте скуку новой прической, макияжем, гардеробом! Вдруг она испугается и убежит? А если серьезно, то на рабочем запале это, конечно, вряд ли отразится. Однако ощущение своей неотразимости, по крайней мере, поможет скрасить этот период творческого опустошения. 

Причина четвертая. Усталость

Не успели вы выползти из-под одного взваленного на вас задания, как сверху уже навалилось второе. Мозг от постоянного напряжения отказывается выполнять даже самые простейшие операции, у памяти отключились как входящие, так и исходящие, о фантазии и креативным мышлении и говорить нечего. О каком удовольствии может идти речь, когда вас переполняет ненависть к работе, коллегам и, конечно же, начальнику? Однако и в этом случае с уходом лучше повременить. Элементарная усталость – вот в чем причина, и лучшего решения, чем отдых, не найти!

Решение

Берем отпуск! Причем не простой, а непременно творческий. Ведь вам нужно не только отдохнуть, но и набраться новых идей, наполниться вдохновением, словом, зарядить батарейки. 

Во многих странах, в том числе и в России, руководство компании само предлагает совсем потерявшим творческий запал сотрудникам отправиться с творческий отпуск, причем ни много ни мало – на полгода, да еще и куда-нибудь вроде Непала. Вариант без отрыва от производства - курсы йоги и медитации. 

У нас же с этим все намного проще. Или сложнее – это с какой еще стороны посмотреть. Вряд ли начальство сподобится само предложить вам отпуск. Поэтому заботиться о себе снова придется самой. Если подходит время планового отпуска - замечательно, если нет - можно взять его за свой счет, и постараться сделать его как можно более необычным, полным грандиозных впечатлений. А для этого желательно не коротать его под турецкими пальмами (хотя это и неплохо расслабляет). Но все же лучше сделать упор на разнообразии. Посетить новые для вас страны и города или попробовать экстремальные виды спорта -  одним словом, провести отпуск так, как еще никогда не проводили. Вполне возможно, только таким образом вы сможете сбросить с себя бремя усталости от работы и приступить к привычным делам, словно заново. Впредь старайтесь правильно организовывать свое рабочее время, не взваливая на себя непосильных нош.  А если их на вас взваливает  начальник, то, возможно, стоит  обсудить с ним это.

Лучше предупредить, чем лечить!

Наконец-то мы дошли до самого главного секрета, зная который, можно жить и работать практически без стрессов. Он состоит из одного слова – ЦИКЛИЧНОСТЬ. Все на этой земле развивается по одной и той же схеме: старт, рост, стабильность и упадок. И, находясь на одном этапе, можно подготовиться ко второму, сократив тем самым его неприятные последствия. Так, скука является всего лишь определенным периодом в вашей рабочей жизни, которые, кстати, можно свести к минимуму. Как? Помните, что каким бы чудесным в данный момент все ни казалось, период опустошенности обязательно настанет, а потому тщательно подготовьтесь к нему.

Каким образом?

Не уставайте развиваться, все время получать новые знания и навыки, добавляйте как можно больше разнообразия в свою деятельность. Только тогда рутина не сможет к вам подобраться. В идеале, конечно, этими профилактическими мероприятиями должны заниматься обе стороны: сотрудник и компания.

Ничего не помогает?

Вы все перепробовали: представляли начальнику свои рацредложения, просили разнообразить свою деятельность переводом в другой отдел, курсами повышения квалификации или хотя бы передачей вам на поруки вон  того голубоглазого новичка. Не помогает: хмурое осеннее утро светлее не стало, коллегам обаяния не добавилось, работа по-прежнему в тягость. Что ж, и такое бывает. Можете спокойно выдохнуть: проблема не в вас, а в компании. Она просто никак не может поспеть за вашими темпами развития. Поэтому решение напрашивается само собой: оставить ее плестись позади и смело рваться вперед! Тем более, необходимость смены работы раз в три-пять лет - уже доказана! 

Поиск работы

Заполнить анкету

Поиск тренинга

© 2006-2017, ООО "Первая Консалтинговая",
г. Минск, ул. Киселева, 55, офис 5.
Дополнительная контактная информация