• Главная
  • Карта сайта
  • Написать письмо

Будьте всегда первыми

(29) 341 36 46
280 04 00

Служебная лестница

09 сентября 2008
Автор: Все дорожает — и я дорожаю, или Искусство набивать себе цену

Человеческие потребности были, есть и будут бесповоротно резиновыми, в то время как зарплата во все времена сделана совершенно из другого материала. Бесспорно, положение дел совершенно возмутительное. И иногда, в конец устав его терпеть, мы решаемся на маленький (или большой?) бунт — идем к начальнику с требованием установить гармонию в этих двух неразрывно связанных между собой сферах.

В одних случаях наша просьба бывает удовлетворена и на некоторое время действительно устанавливается желанная гармония (на некоторое, потому что совсем скоро мы захотим еще больше), в других — вместо понимания мы получаем отпор. От чего это зависит? Как и когда лучше просить прибавки к жалованию и какие аргументы при этом наиболее действенны? Самый первый пункт в обширном своде правил и исключений — не импровизировать…

Вообще в этом деле все упирается в аргументы. Ну, конечно, нет никаких сомнений в том, что у вас сейчас тяжелые времена, у мужа в бизнесе кризис, дочери нужно поступать в университет и вообще вы давно не летали в Турцию. Но вряд ли этот список сможет тронуть сердце вашего начальника. Напротив, вам необходимо воздействовать как раз на его разум, а значит, как это ни прискорбно, реально оценивать ситуацию и, исходя из нее, приводить наиболее твердые и убедительные аргументы. Расхожее «Мне катастрофически не хватает денег» здесь не пройдет. И еще одна печальная новость: этот весомый аргумент существует всего один. И заключается он в том, что спустя очередной год работы в вашей компании вы стали более эффективным работником, — все остальное пустая трата слов. Что же такое эта «эффективность» и как ее определить?

Самый действенный для этого способ, который используется во многих компаниях, — метод аттестации. Под ним подразумевается регулярная проверка функционала сотрудников — так называемая фотография рабочего места, позволяющая отследить увеличение/уменьшение количества и улучшение/ухудшение качества выполняемых ими функций. В результате руководство получает четкую картину разделения работников на увеличивших свою эффективность, что влечет за собой их справедливое поощрение надбавкой, и ненужный балласт, от которого разумней всего избавится.

Однако во многих компаниях данная процедура, позволяющая вам избежать во многом стрессовых и не всегда очень приятных личных бесед с начальником по столь деликатному вопросу, все же отсутствует. Что ж, тогда вам ничего не остается, как взять инициативу в свои руки. То есть «аттестовать» себя самостоятельно. В течение месяца тщательно записывайте все функции, выполняемые вами за рабочий день, с тем, чтобы затем представить эту «инвентаризацию» начальнику. Самый лучший вариант, конечно, наличие в организации специального документа, подробно оговаривающего все ваши обязанности, который был вами подписан при поступлении на работу. Тогда вам необходимо было бы просто сравнить перечни ваших функций «до и после». Однако и такая процедура существует в компаниях далеко не всегда, а это значит, что вам снова необходимо действовать самостоятельно (в конце концов, кому это больше нужно?). Если вы твердо решили довести борьбу за повышение оклада до победного конца и уверены в своих силах, то не пожалейте целого года на то, чтобы как можно тщательней все подготовить. «Досье», которое вы положите на стол начальнику, будет состоять из двух документов: «отчета о проделанной работе» ваших первых дней в этой должности и такого же отчета, но спустя год. Если у шефа получится, что называется, найти между ними десять отличий, то дело сделано!

Слово начальнику

«Данная инвентаризация позволит вам самим увидеть, какие изменения произошли в ваших обязанностях, и решить, есть ли вообще смысл идти к начальнику, — говорит Лола Трапш, ….. —. То есть фактически, помимо внутреннего ощущения вроде того, что «что-то давненько мне не повышали зарплату», вы задумаетесь над тем, есть ли веские причины вам ее повышать.

Как правило, эффективность работников за год становится выше, ведь с каждым днем они выполняют свои обязанности все лучше и быстрее. Как следствие, они могут взять на себя дополнительные функции, за что, собственно, им и полагается надбавка».

Утверждение ложно!

Иногда мы бежим стучать в дверь начальника, уверенные в том, что нашли один непревзойденный аргумент, который с легкостью перекроет целые списки ваших потом и кровью зарабатываемых плюсов и заставит босса тут же торжественно огласить вдвое увеличенные цифры вашей заработной платы. Если этот аргумент — один из приведенных ниже, так и знайте: он ложный.

Ложные аргументы

  • «Я работаю в этой компании уже столько лет!».

Но ведь это не значит, что за это время вы стали работать лучше. Во многих компаниях распространена так называемая «доплата за выслугу», то есть определенный процент, добавляемый к окладу сотрудника. Это и есть та самая благодарность компании за то, что вы остаетесь верны ей в течение достаточно долгого срока. Но это не есть повышение зарплаты, тем более вполне возможно, что этот процент за лояльность в ваш оклад уже давно включен.

  • «Я так напряженно работала всю эту неделю. Я приложила в три раза больше усилий, чем следовало бы».

Но есть ли у вас что ответить на вопрос начальника о том, какой это дало результат? Если никакого, то грош цена вашим усилиям. Возможно, чтобы добыть один прутик, вы безрассудно снесли целый лес. А необходимо было просто остановиться в своих бессмысленных действиях и, что называется, «наточить пилу», то есть обдумать следующий шаг. И тогда, к примеру, вместо ста звонков, вам пришлось бы сделать всего двадцать пять.

  • «Теперь я намного более квалифицированный специалист».

Минуточку, а за чьи деньги вы свою квалификацию повышали? Если за свой счет, нет вопросов: теперь вы справедливо стоите для компании намного дороже. Но если же деньги на ваше обучение выделило руководство, то делать такие заявления не совсем прилично с вашей стороны. Вам выдали кредит, который вы должны вернуть. И, благо, делать вам это нужно не деньгами, а всего лишь своей работой на прежних условиях.

Внимание: Для подстраховки многие компании заключают с работником, которому собираются оплачивать образование, договор о том, что он не сможет уволиться еще как минимум два года.

  • «Я спас компанию от краха!».

Известны случаи, когда сотрудник, например, юрист, предотвратил неминуемый кризис, предъявление штрафа или банкротство своей организации. Это, безусловно, весьма похвально, однако дальше категории «единовременное достижение» не идет. Все, на что может рассчитывать в этом случае проявивший себя сотрудник, — солидная премия. Возможно, это был первый и последний раз, когда ему посчастливилось «блеснуть».

  • «Иногда мне приходится делать такой огромный объем работы в срочном режиме, оставаться по вечерам и брать работу на дом!».

Очень часто сотрудники начинают просить денег после преодоления авральной ситуации, решения сверхзадач, сильно устав, но в то же время почувствовав себя намного сильнее и необходимее. Если же разобраться, зачастую в таких авральных ситуациях бывают виноваты сами сотрудники, в какой-то момент, к примеру, затянувшие сроки сдачи. Да и не исключено, что, перестаравшись за эти пару недель, несколько следующих они будут свободно валять дурака.

Слово начальнику

«Многие сотрудники грешат тем, что они просто хотят получать больше, — рассказывает Лола, — Их любимая поговорка — «Для того, чтобы получать в два раза больше, нужно в два раза больше работать. А где же выгода?». Все хотят работать меньше и при этом больше получать. Однако закон неизменен: каждый получает именно столько, сколько заслужил. И выгода здесь, во-первых, в том, что вы будете зарабатывать в два раза больше, а во-вторых, вам не  придется унижать себя просьбами и одолжениями. Нужно помнить о том, что у всего есть своя стоимость, и просто так переплачивать вам никто никогда не будет. А если вам кажется, что в другой компании на такой же должности вас ждут более привлекательные условия, то не исключено, что по приходу туда вам откроется великое множество подводных камней».

Это шантаж!

Самая крайняя, но на удивление наиболее распространенная мера, к которой прибегают работники, дабы вынудить шефа повысить им зарплату, это заявление о своем возможном и скором, в зависимости от его решения, увольнении. Делают ли они это из-за незнания, как правильно построить подобный разговор, либо, как им ошибочно кажется, в целях «профилактики» и повышения своего рейтинга, либо же намеренно хотят «припугнуть» начальника, — не важно, что за этим кроется: во всех этих случаях речь идет о банальном шантаже.

Шантаж — это всегда гнусно, нечестно и отвратительно. Приняв решение об увольнении, просить о решении зарплаты как-то нелогично, вам не кажется? Почему, если вы просто хотите повысить зарплату, вам сразу не прийти к начальнику с такой просьбой? Согласитесь, что предложенная вам другой компанией сумма не имеет никакого отношения к тому, сколько вы стоите ЗДЕСЬ. К тому же, здесь вы уже достаточно хорошо знаете свою работу, поведение коллег для вас уже более-менее предсказуемо и в целом вам комфортно в корпоративной среде вашей компании. На это тоже придется сделать скидку: в новой компании все придется познавать по-новому и не факт, что в своем познании вы достигнете такого же высокого уровня.

Возможно, вы над всем этим только посмеиваетесь, имея с десяток возражений в виде историй из жизни своих друзей, которым с легкостью удалось получить желанную прибавку, пригрозив боссу уходом, а может быть, даже и пример из собственной жизни. Что ж, им или вам крупно повезло. Помните о том, что проделать подобный фокус и повергнуть начальство в панику, как правило, удается в первый и последний раз. Все чаще во многих компаниях с подобными шантажами предпочитают бороться следующим образом: выполняют «просьбу» шантажиста, в течение двух последующих месяцев занимаясь, не предавая это огласке, подбором более порядочной кандидатуры на его должность.

Слово начальнику

«Я так понимаю, что сотрудник может захотеть уволиться, если ему неинтересны компания, продукт, коллектив, — говорит Лола. — Если же его не устраивает количество получаемых денег, он должен прийти и сказать: «Меня устраивает здесь все, кроме зарплаты, потому что изменилась моя квалификация или я стал больше работать». Только тогда мне хочется что-то предпринять. И если решения не находится, я ему об этом говорю, и расстаюсь с ним со спокойной душой. В конце концов, компания тоже не может постоянно кого-то удерживать с помощью денег. Но если сотрудник приходит и говорит, что собирается увольняться, потому что где-то получают больше, то, как бы мне ни было тяжело с ним расставаться, я тут же подписываю заявление».

Нет и баста?!

Вы представили своему шефу все доказательства того, что ваши обязанности со времени поступления на работу утроились, в письменном виде перечислили все свои заслуги и достоинства в виде неизменной пунктуальности и ни разу не использованных больничных, а в ответ получили отказ?! Да, причины негодовать, конечно, есть, но… недолго! Ведь способы договориться существуют всегда.

Дайте понять руководителю, что всерьез заинтересованы в улучшении своего материального положения, и выкажите готовность взять на себя дополнительные обязанности (разумеется, за дополнительную плату).

Кроме того, помните о том, что повышение вашей зарплаты является для компании, а главное, для ее бюджета, который, как правило, планируется на год вперед, полной неожиданностью. К тому же к его раскройке ваш начальник, если он не является владельцем бизнеса, вполне возможно, вообще не имеет доступа.

Многие руководители склонны отказывать в подобных просьбах, опасаясь нескончаемого потока работников, воодушевленных радостным примером одного из коллег.

Поэтому, сдерживаемый целым рядом обстоятельств, ваш начальник, не желая терять ценного сотрудника, может сам предложить вам договориться. Вероятно, вместо денежного эквивалента просимой вами надбавки вас может устроить что-то другое: гибкий рабочий график, дополнительный выходной, особое рабочее место или оборудование, к примеру, ноутбук в ваше личное пользование.

Однако если вы уверены в том, что отказ по отношению к вам совершенно несправедлив и вас действительно недооценивают, тогда не остается ничего, как искать другую работу.

Слово начальнику

«Для того чтобы в кабинет к начальнику не потек ручеек «просящих», в компании должна существовать упорядоченная процедура, в которой бы оговаривалось, за что, как часто и при каких условиях здесь «повышают», — делится опытом Лола Трапш. — Не доводите дело до того, чтобы сотрудники начинали управлять процессами, которыми должны находиться в вашей компетенции. Пусть они знают, что у них есть возможность увеличить свой оклад, но только в определенный период».

Просим правильно!

  • Не стоит разговаривать с боссом заискивающим, просящим тоном. Вы ничего не просите, вы ведете переговоры: продаете свои компетенции, у вас их покупают.
  • Такие расхожие выражения, как «я работаю как вол», «работаю за троих», «работаю день и ночь», «за такие деньги ни один нормальный человек работать не будет» — мало того что не являются аргументами, так еще и звучат достаточно банально.
  • Не пытайтесь апеллировать к примерам ваших коллег, типа «Пете вы повысили, а мне нет».
  •  Вместо слов «попросить» или «потребовать» лучше использовать нейтральное «обсудить».

НЕ просить:

  • Когда у  компании сложные времена (судебные распри, убытки, налоговые проверки).
  • В день выплаты зарплаты, платежей по кредиту, уплаты налогов.
  • Когда у руководителя плохое настроение или он болен.
  • В первой половине дня, в разгар работы, во время обеда или корпоративной вечеринки. 

Как рассчитывается надбавка:

  • Увеличение дохода, который сотрудник приносит компании в сравнении с предыдущим периодом (5-10% от зарплаты)
  • Годовой темп прироста зарплат по стране (смотрим на него и думаем, идти ли просить)
  • Годовая инфляция

Поиск работы

Заполнить анкету

Поиск тренинга

© 2006-2017, ООО "Первая Консалтинговая",
г. Минск, ул. Киселева, 55, офис 5.
Дополнительная контактная информация